Наш спецкор во Франции наблюдает за событиями Евро-2016 с борта автобуса MAN, на котором совершает тур команда журналистов «Россия любит футбол Драйв». Вот вторая часть получившегося дневника наблюдений.
«Мадам, туда нельзя, или «Удали все». Нефутбольный дневник из Франции
День начался с красивой встречи: в Старом порту я наткнулась на машину с российскими номерами из региона 22.
– Откуда вы? Сколько ехали?
– Из Барнаула! Проехали 7000 км за шесть суток.
Пока их расцвеченное триколорами авто двигалось по Старому порту, люди вокруг восклицали «О, Руссия! Путин!» Из желающих сфотографировать
Видимо, по пути из Барнаула они не смотрели новостей – иначе вряд ли сунулись бы сюда в таком обличье. Впрочем, пока после дикой ночи здесь было абсолютно спокойно. Коммунальщики успели за несколько часов убрать горы стекла и мусора, полиция мирно наблюдала за происходящим.
Мирные английские болельщики хорошо пели и еще лучше пили.
В это время в порту появился автобус, раскрашенный в российские цвета. Это были мои коллеги-участник
Затем в ход пошли бутылки. Одна прилетела в лобовое стекло. Оно треснуло, но не разбилось. Никто не пострадал. Если не считать урона в 8000 тысяч евро -- именно столько стоит заменить верхнее стекло в таком навороченном автобусе, как наш. Его, кстати, все принимают за автобус сборной России.
Планировалось, что мы сделаем в порту остановку для интервью с Алексеем Смертиным. Но Алексей грамотно оценил обстановку, забежал в салон и посоветовал срочно уехать из порта.
– Ребята, здесь оставаться крайне опасно! Уезжайте! Я проеду немного с вами и сойду.
Автобус уехал. Я, правда, задержалась. Спустя некоторое время снова пошло-поехало: столкновения с полицией, газ, дым, журналисты в касках, ну, в общем, полный антураж последних двух дней.
До матча Англия – Россия тем временем оставалось несколько часов. Я решила завершить, наконец, серию увлекательных прогулок в Старом порту Марселя и без сожаления с ним попрощалась. Теперь оставалось пробиться к метро, но подходы к нему были перекрыты – полиция опасалась, что футбольные хулиганы проникнут и туда.
Когда этот квест получилось пройти и я проехала несколько остановок на метро к Велодрому, то очутилась в другом мире.
Здесь люди гуляли в ожидании праздника,
желали друг другу удачи.
А полицейские здесь для того, чтобы брать у них автографы.
Болельщики наши колоритные – нечего сказать. Мимо компании российских девушек в кокошниках и народных костюмах, никто не мог пройти равнодушно: с ними хотела сфотографировать
Один из наших парней с балалайкой в руках, посетовал на то, что его не пустили на стадион с этим безобидным музыкальным инструментом.
– Ну кому может помешать моя балалайка, а? Нельзя и все! «Сдавай, – говорят, – в камеру хранения свою балалайку».
Контроль на входе для болельщиков действительно был строг. Меня попросили отнести в камеру хранения большой фотоаппарат, планшет и ноутбук. Даже «мыльницы» попадали под нож. Мне разрешили пронести с собой только телефон и маленькую сумочку.
Непередаваемое расстройство! Поскольку телефон, снимавший полдня в порту, почти разрядился, а так хотелось запечатлеть лучшие моменты на стадионе.
Например то, как 15 тысяч россиян хором поют Катюшу. Официальные цифры по количеству наших болельщиков на матче – меньше, но по ощущениям их было не меньше 15.
До празднования гола телефон не дожил. Но какой же это был праздник души болельщика и патриота! Теперь буду хранить этот чудесный момент в памяти.
Были во время игры и другие моменты, которые в памяти хранить совсем не хочется. Несмотря на то, что на входе всех тщательно обыскивали и, казалось, возможности что-то пронести – ноль процентов, российский фанатский сектор эту преграду преодолел: с их стороны была выпущена сигнальная ракета на поле, зажжен файер плюс прогремел на весь стадион хлопок.
Хлопок был особенно безобразен. Все же осенние взрывы во Франции, в том числе рядом с футбольным Стад де Франс, еще свежи в памяти. В стране до сих пор не снято чрезвычайное положение, которое тогда было объявлено.
В режиме чрезвычайного положения работала и охрана на стадионе. Когда начался матч и один из российских фанатов попытался пробиться на поле, он был тут же скручен и удален до конца игры в подтрибунное помещение. Количество стюардов около поля в одно мгновение увеличилось раза в три, плюс они растянули канат, чтобы в случае чего сдерживать толпу.
Канат растянули даже вдоль тех трибун, где сидели девушки в кокошниках, морячки в тельняшках и мирные мужики в ушанках, в том числе и команда журналистов медиатура «Россия любит футбол Драйв».
Ближе к концу матча часть российской фанатской трибуны в секунды опустела. Побежали они не на поле – а на соседнюю трибуну, к англичанам. Стюардов, которые следили за охраной в проходах между секторами, они преодолели легко.
Глобальной потасовки на стадионе не получилось. Англичане сбежали.
После игры близ стадиона было как и до нее: мирно и празднично.
Надо ли говорить, что было в Старом порту?
Через пару часов после матча толпа, настроенная по-боевому, проходит по порту маршем и песнями – видимо, на встречу с российскими «коллегами», которые «наступают» со стороны метро.
Через несколько секунд толпу рассеяли искусственным образом – снова был применен слезоточивый газ.
Территория сражения вечером значительно расширилась: стычки, драки, дым и газ добрались почти до метро...
С темного неба на происходящее удивленно смотрела полная луна. День-коктейль, в котором смешались счастье и ужас, футбол и драки, хулиганы и балалаечники, кокошники и слезоточивый газ, подошел к концу.
Официальный партнер проекта «Россия любит футбол Драйв» - компания MAN.