Известные комментаторы, пути которых разошлись с «Матч ТВ», комментируют футбол, приезжая в разные пабы и другие подобные заведения. Так и раньше было, но сейчас, кажется, можно выбирать заведение для просмотра футбола не только по принципу, где лучше меню, но и кто где комментирует.
Василий Уткин после ухода с «Матч ТВ» сказал, что комментаторский талант зарывать в землю не будет и пойдет комментировать футбол по кабакам. Так и происходит – несколько раз в неделю не только Уткин, но и другие комментаторы отправляются в тот или другой паб, чтобы вживую комментировать футбол. Плюсы для всех очевидны: заведение получает дополнительных посетителей, а, следовательно, дополнительный заработок, комментатор – приработок, а публика – дополнительные эмоции и впечатления от просмотра футбола по ТВ.
- У нас небольшой зал. Вмещает 30-35 человек, - говорит Александр Зелиховский, директор по маркетингу одного из баров, где недавно футбол комментировал Владимир Стогниенко. – Сейчас кризис и люди не так охотно идут в питейные или едальные места. Полный зал у нас, как правило, на трансляции не собирается. Но благодаря тому, что футбол комментировал Володя, который анонсировал это у себя в соцсетях, собрался полный зал. И когда у нас комментирует Стогниенко, выручка в два раза больше, чем когда мы просто показываем Лигу чемпионов.
Почему комментирование футбола вживую в пабах становится все более популярным? Sovsport.ru составил специальную анкету для них.
АНКЕТА SOVSPORT.RU
1. В чем разница между комментированием в эфире и в баре?
2. Может ли комментирование футбола в барах стать основным заработком? И можно ли его сравнить с тем, что вы получали на ТВ?
3. В вашей практике были инциденты, когда комментировали в барах? И какой репортаж стал самым запоминающимся.
4. Работали ли вы вдвоем, комментируя матч в баре?
Василий УТКИН:
1. Комментирование в студии или в кабине – это одно. То, что в баре – назвал бы стендап-комментарием. В баре общаешься с аудиторией, там не обязательно «буровить» каждый момент и гонять мяч. Надо развлекать публику. Разница – как между кино и театром. В баре – прямой контакт со зрителем. И зрителю интересно, чтобы комментатор с ним общался.
2. Я же не знаю, позовут ли меня в следующий раз. Сейчас зовут, а потом, может, перестанут. Комментировать футбол в пабах – не то же самое, что состоять в штате большой телекомпании и получать зарплату. Но тут-то выбирать не приходится. И потом мне вся эта история нравится.
Знаю, некоторые коллеги приносят с собой интершум, чтобы комментировать футбол под звуки стадиона, но без комментатора, который работает на матче. А я всегда оставляю телевизионный звук, чтобы было слышно тех, кто в эфире. И с ними можно вступать в заочный диалог.
3. Скандалов не припомню. Реакция разная у публики, но, как правило, людям весело в большинстве случаев. Вот в «Comedy club» зрители же участвуют в том, что происходит на сцене. Так и здесь.
4. Если брать момент, когда комментирование в барах стало одним из основных моих заработков, то в паре ни с кем не комментировал.
Владимир СТОГНИЕНКО:
1. Разница в том, что в эфире ориентируешься на собственные ощущения, а в баре – на реакцию публики. Идет работа не только с микрофоном – надо общаться со зрителями, оживлять их. По сути, другой вид деятельности – ближе к выступлению рок-групп.
2. Заработки в баре и на ТВ несравнимы. Даже если буду работать в баре каждый день, оклад комментатора на ТВ не повторю. Плюс такой режим надо еще выдержать. Комментирование в барах выматывает психологически и нагрузка на связки серьезная. Если зал большой, и рев стоит, бывает, не очень хорошо себя ощущаешь к концу матча. Приходиться после игры проделывать определенные процедуры. Масло закапывать, например. Я вряд ли смогу работать в таком режиме.
Конечно, на отдельных мероприятиях можно неплохо заработать. Но средние заработки не такие большие. А недавно комментировал в кафе по приглашению друзей. И делал это бесплатно.
3. С особо бесцеремонным поведением во время работы в барах не сталкивался. В крайнем случае, если кто-то «набрался», есть охрана. Я недавно смотрел испанское класико в спорткафе в Грозном после того, как сам отработал матч на стадионе. Спиртные напитки, как известно, в Чеченской Республике не одобряются. Так что люди смотрели футбол под чай. И ничего – эмоционально вышло. Как выяснилось, там немало страстных поклонников «Барселоны» и «Реала».
Мне запомнилось, как комментировал в баре ответный матч ЦСКА и «Севильи» в 1/8 финала Лиги чемпионов в 2010-м. Армейцы тогда победили и вышли в четвертьфинал. В бар пришло много фанатов ЦСКА. Получилось очень живо.
4. В 2011-м комментировали финал Лиги чемпионов с Кириллом Дементьевым. Кирилл тогда якобы болел за «Барселону», а я в противовес – за «МЮ». Но в таком случае приходится двойную ставку платить комментаторам. Владельцам баров это невыгодно.
Алексей АНДРОНОВ:
1. Комментирование в баре – это более энергозатратно, чем работа в эфире. И психологически, и физически. Например, у меня бывали случаи, когда приходилось комментировать в эфире три матча за один день. В баре я даже два матча подряд не могу себе представить.
Одно дело комментировать в большом спортбаре, где сидят увлеченные футболом люди. А есть бары, где другая аудитория. Там важно больше общаться с публикой, нежели гонять мяч и рассказывать о тактических ухищрениях Гвардиолы. Играет роль и личность человека. Понятно, что Василию Уткину будут чаще задавать вопросы и следить за его реакцией на происходящее, причем, не столько на поле, сколько в самом баре.
В баре меньше условностей, которые нужно соблюдать. Комментатор не должен постоянно держать в голове, что его сейчас слушает гендиректор клуба, а в повторе, возможно, еще и послушает главный тренер. Отталкиваешься от реакции публики. Как-то раз, помню, за одну команду болели 35 человек, а за другую – два. И с этой аудиторией можешь шутить, общаться, подыгрывать ей в чем-то.
2. Да, комментирование в барах может стать основным заработком. Но если говорить обо мне, зарабатывать в барах деньги, сопоставимые с теми, что были на ТВ, конечно, не получится. К слову, когда меня выводили за штат «Матч ТВ», было чуть ли не открытым текстом сказано, что теперь могу делать, что хочу: петь, плясать и так далее.
Раньше «барные» репортажи практиковались в основном во время крупных турниров – чемпионатов Европы и мира. Или это были какие-то суперматчи. Сейчас случается, что в один день в четырех барах работает четыре разных комментатора. Потому что они свободны. И, несмотря на их отсутствие в эфире, интересны аудитории.
Соглашусь, определенный элемент лицедейства тут есть. Уже сталкивался с несколько ханжеским подходом коллег – мол, что это такое? Скоро в цирке будете выступать? Но я не вижу в этом ничего зазорного. Прихожу в бар, чтобы люди интересно провели время. Например, когда футбол смотрит пара, часто можно видеть, что девушка скучает. А во время живого репортажа, даже у прекрасной половины человечества просыпается интерес к футболу.
3. В барах часто работаешь на матчах иностранных команд. Думаю, вряд ли российские болельщики «Реала» тебе что-то выскажут, если покритиковать Серхио Рамоса, например. Все-таки при личном общении подобные разногласия сглаживаются. Недавно работал в баре, который считается популярным у болельщиков ЦСКА. Футбол туда приехал смотреть мой товарищ, который является давним фанатом «Спартака». И все прошло нормально.
А самым запоминающимся стало комментирование финала Лиги чемпионов «Реал» – «Атлетико». Многие были готовы к тому, что «Атлетико» побеждает. Некоторые уже плакали… Оставалась минута – и все бы закончилось. Потом – бац! – «Реал» сравнял счет и в дополнительное время разгромил соперника.
4. Как-то один из производителей телевизоров организовал специальную акцию. К ним в торговый центр приезжали комментатор и бывший футболист, которые вместе вели репортажи на различных матчах. Помню, в подобном формате работал с Горлуковичем, Кирьяковым… Вдвоем в баре проще, чем в эфире. В хоккее и футболе есть такое понятие как командная химия. Никто описать его не может. Но это важный момент. С комментарием в телевизоре тоже может произойти так, что люди могут не попасть в унисон. Получается, что комментируют двое, но каждый о своем.
Кирилл ДЕМЕНТЬЕВ:
1. Главное отличие – обратная связь. В баре видишь и слышишь, как люди в зале реагируют на репортаж. Соответственно можешь подстраиваться под них. Второе – большая свобода повествования. Эфирные рамки сдерживают, здесь же можно позволить себе больше.
2. Может ли комментирование в барах стать основным заработком? Спросите об этом Александра Бубнова, он давно уже прекрасно живет за счет этого.
3. Удивительно, но публика обычно хорошо реагирует на комментарии. Тут дело еще и в том, что многие интернет-тролли, столь смелые анонимно, при личном контакте превращаются в овечек и стоят в очереди за селфи.
А самый запоминающийся матч, который я комментировал в баре – это недавняя игра «Ливерпуля» и дортмундской «Боруссии» (4:3) в четвертьфинале Лиги Европы. Вообще считаю, что это матч на века.
4. Мы как-то комментировали с Владимиром Стогниенко. Но, по-моему, барный комментарий – сольный жанр.