«Если я выиграю выборы…». Отвечают Виталий Мутко и Валерий Газзаев

В пятницу в Москве – выборы президента РФС. Накануне два главных кандидата – Виталий Мутко и Валерий Газзаев – отвечают на ключевые вопросы.

1. Зачем вам пост президента РФС?

Виталий МУТКО:

- Стану президентом РФС или нет, хочу, чтобы РФС вернул себе полномочия. Как и другие федерации. РФС не должен по-крупному зависеть, кто будет президентом. Программа должна быть принята на конференции РФС – и у новоизбранного президента будет все на руках. Только все важнейшие дела должна решать конференция. Сейчас никто никого не судит. Управление вернули, никто никого не судит. И меня уже не волнует, пойду ли я дальше. Работать в РФС надо ежедневно.

Но вы же понимаете, если пойду (на выборы – Прим. ред.), никакой конкуренции не будет! Меня выдвинули 90 процентов федераций. О чем говорить? Это же смешно!

Валерий ГАЗЗАЕВ:

- Если бы за футбол кто-то переживал, с 2010 года, когда стало известно, что чемпионат мира в 2018-м пройдет в России, начали бы проводить реформы. Но назовите мне изменения, которые сделаны за шесть лет. Систему проведения соревнований изменили? И дальше что? А шаги какие-то по молодым игрокам предпринимались? Нет! За эти шесть лет мы могли бы получить такой выбор игроков для сборной, в том числе на домашний чемпионат мира. Ничего не было сделано в этом направлении – значит, непрофессионалы работали. Поэтому я и иду на выборы.

2. Как вы относитесь к совмещению постов?

Виталий МУТКО:

- Хочу, чтобы футбольная семья самостоятельно решала свои вопросы, но мы все к личности привязываем. В то же время, люди уже открытое письмо пишут (Объединение отечественных тренеров опубликовало письмо, в котором, со ссылкой на устав ФИФА говорится, что Мутко не имеет права баллотироваться на пост президента РФС, так как является министром спорта – Прим. ред.)... Я все-таки федеральный министр! Так же нельзя работать и жить!

Валерий ГАЗЗАЕВ:

- Неоднократно говорил о неправильности совмещения постов. Это касается и президента РФС, и главного тренера сборной. Всегда знал, что просто так это не закончится. Но у нас президент совмещает, главный тренер сборной – совмещал. Даже помощники тренера в сборной – и те были совместителями. А тренер молодежной сборной до сих пор совмещает работу в команде с должностью спортивного директора РФС. Слушайте, одни совместители! Как будто больше нет людей. Но это даже физически очень сложно. Если б совмещение шло пользу, в мировом футболе так и поступали бы. Но этого ведь не происходит.

3. Почему тема лимита на легионеров в российском футболе сейчас на первом месте?

Виталий МУТКО:

- Кто-то считает, что эта тема дает преимущество. Но не надо никого обманывать. Английская премьер-лига – самая богатая и доходная. Но они идут в сторону бизнеса, и в сборной ничего не показывают. Один чемпионат, другой – и там начнутся другие процессы. Нам же нужен баланс. Испанцы держали эту линию с лимитом десятилетиями. Возьмите «Реал» времен Касильяса, Рауля. Там играло минимум пять воспитанников, капитаном должен был быть воспитанник клуба, самый большой контракт – тоже воспитаннику… У нас сейчас сложное время, нет экономической основы у футбола. Ну, давайте пойдем в бизнес. Какой?! 80 процентов на госбюджете! Поэтому надо какие-то вопросы регулировать.

Если интересы клубного футбола выше интересов сборной, тогда берите 11 легионеров – и выигрывайте Лигу чемпионов. Наверное болельщики станут гордиться клубом, а страна – охать и ахать… В 2005-м я пришел на футбол. Играло «Динамо» (Португалия). И что толку? Сборная мимо одного турнира, мимо другого... Мы ввели лимит, поработали... Сейчас в стратегии развития футбола написали, что можем изменить что-то, но в случае ряда мер. Это и защита доморощенного игрока в заявке, и потолок зарплат. Чтоб не было такого: футболист закончил школу, а клубы начинают гоняться за русским игроком, после чего у парня голову сносит.

Валерий ГАЗЗАЕВ:

- Уровень российского футбола определяется по выступлению сборной и клубов на международной арене. Сегодня наши клубы – ЦСКА, «Зенит», «Краснодар» встречаются в еврокубках с можно сказать мини- континентальными сборными мира. Как с ними конкурировать и бороться за большие трофеи, если у нас есть лимит на легионеров?

Если же наши клубы станут успешно выступать в еврокубках – и средний уровень футбола в стране будет повышаться. В 2005 году лимита не было, а у нас в основе ЦСКА, который выиграл Кубок УЕФА, выступало семь россиян. Мамаев, Дзагоев, Жирков в условиях жесткой конкуренции выросли в игроков, которые добились многого. Тренер должен выбирать сильнейших. Потому что когда нет конкуренции – нет футбола.

4. Как вы реагируете на информацию, выставляющую вас в неприглядном свете?

Виталий МУТКО:

- Какие-то письма шлют, комитет по этике призывают рассматривать, радуются, если докажут, что он (министр – Прим. ред.) причастен к допинговому скандалу… Но приезжает мой оппонент (по выборам на пост президента РФС – Прим. ред.) во Владикавказ – и там выжженная земля до сих пор. Стадион заложен... Семейный подряд устраивает! А пнуть министра – рейтинг на полпункта поднимется. В интернете будут писать, как он его «замочил»…

Валерий ГАЗЗАЕВ:

- За что я должен переживать? Моя жизнь на виду, спортивная деятельность – тоже. Разные технологии есть, и я испытал их на выборах в Государственную Думу. Исключительно с уважительным отношением, во всяком случае, к моей персоне столкнулся.

Будет ли мне, что ответить, когда станут вспоминать «Аланию»? Я уже давно ответил. Помимо «Алании» еще 10–12 клубов стали банкротами. Я больше переживаю за «Аланию», чем вы. Это клуб, где я вырос, состоялся как игрок и тренер. Примерно 90 процентов клубов живут за счет регионального бюджета. Сколько клубов погибло! И чтобы «Алания» и другие клубы не снимались с соревнований, надо реформировать футбол, увеличивать стоимость ТВ-прав, делать так, чтобы футбол был привлекательным для зрителей. Тогда клубы не будут сниматься с соревнований.

Мою программу знает вся страна, она в свободном доступе. Если выиграю выборы, через четыре года должен отчитаться на конференции РФС за каждое слово. Если не отчитаюсь – должен уйти. А сегодня цепляться за все должности – это некрасиво.

Read Full Article